- Механизм обслуживания
-
Механизм обслуживания [service mechanism] — понятие теории массового обслуживания. Принято включать в это понятие три главные характеристики системы обслуживания: а) время или длительность обслуживания; б) пропускную способность; в) доступность.
Время обслуживания — это время, затрачиваемое системой на обслуживание отдельного требования; чаще всего длительность обслуживания считают случайной величиной и характеризуют распределением F(t1): оно означает вероятность того, что время, затраченное на обслуживание требования, не больше чем t1. Время ожидания обслуживания (нахождения в очереди) некоторые авторы включают во время обслуживания, другие — учитывают отдельно.
Пропускная способность системы — это максимальное число требований, которые могут быть обслужены одновременно.
Доступность системы включает описание всевозможных причин, по которым число требований, которые могут быть обслужены одновременно, меньше, чем пропускная способность; кроме того, вся система может быть время от времени не готова к приему требований (например, обеденный перерыв в магазине), поэтому доступность включает характеристики времени «отключения» системы. Время отключения системы чаще всего считают, так же как и длительность обслуживания, случайной величиной и описывают вероятностью того, что канал или вся система отключается на определенное время. Хотя математические исследования относятся обычно к полнодоступным системам (т.е. таким, обслуживающие каналы которых всегда готовы к приему требований), реальные системы часто «неполнодоступны».
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.